Информация
о деятельности школы
по обеспечению условий введения ОРКСЭ
в 2013 – 2014 уч.г.
К изучению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) – модуль «Основы светской этики» в этом учебном году приступили учащиеся четвертых классов - 100% четвероклассников в школе. Изучение проводится по 1 часу в неделю.
Среди предложенных модулей востребованными оказались:
«Основы православной культуры» - 41 уч.
Введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса. Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности. Под влиянием курса у детей формируются нравственные установки на поведение в определенных ситуациях.
Педагоги школы, преподающие курс ОРКСЭ, отмечает, что введение данного предмета является положительным явлением; освоение школьниками данного курса идет хорошо; дети активны на уроках; они отмечают положительное восприятие курса учащимися.
Ребята заинтересованно относятся к преподаваемому предмету, серьезно воспринимают материал, предлагаемый учителями. Дети обсуждают услышанное на уроках с родите-лями. В ходе изучения курса изменились отношения между детьми. Дети стали добрее, вежливее, любознательнее, более терпимо стали относиться друг к другу, к окружающим.
Введение комплексного учебного курса нашло поддержку у большинства родителей обучающихся. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения заданий, предусмотренных программой.
Итоги проведения анкетирования среди родителей следующие:
№ |
Вопросы |
Ответы |
4 «А» |
4 «Б» |
Всего человек |
Итого в % |
|
1. |
Ваше отношение к введению ОРКСЭ? |
1 |
положительное |
19 |
12 |
31 |
88,5 |
2 |
отрицательное |
- |
- |
- |
- |
||
3 |
не определился |
1 |
3 |
4 |
11,5 |
||
2. |
Знакомились ли Вы с содержанием учебника? |
1 |
да |
18 |
9 |
27 |
77,1 |
2 |
нет |
- |
2 |
2 |
5,7 |
||
3 |
частично |
2 |
4 |
6 |
17,1 |
||
3. |
Считаете ли Вы, что введение ОРКСЭ: - даст возможность больше узнать по ОПК? |
1 |
да |
19 |
14 |
33 |
94,2 |
2 |
нет |
- |
- |
- |
- |
||
3 |
не знаю |
1 |
1 |
2 |
2,8 |
||
|
- пробудит интерес к религии? |
1 |
да |
12 |
7 |
19 |
54,2 |
2 |
нет |
- |
7 |
1 |
2.8 |
||
3 |
не знаю |
8 |
10 |
15 |
42,8 |
||
|
- изменит поведение в лучшую сторону? |
1 |
да |
18 |
- |
27 |
80 |
2 |
нет |
1 |
- |
1 |
- |
||
3 |
не знаю |
1 |
5 |
6 |
14,2 |
Отказавшихся родителей изучать какой-либо модуль курса ОРКСЭ в школе нет.
Параллельно анкетированию взрослых о введении нового курса в программу обучения нового курса в программу обучения детей, был проведен опрос учеников 4 классов нашей школы с целью выяснения интереса к новому предмету и возможности поддержки курса ОПК в семейном воспитании.
Анализируя эти данные, мы видим интерес к данной теме и хорошую возможность поддержки выбора курса ОПК и в семейном воспитании.
№ |
Вопросы |
4 «А» |
4 «Б» |
||
да |
нет |
да |
нет |
||
1. |
Ходил ли ты со взрослыми в Церковь (Храм)? |
20 |
- |
20 |
- |
2. |
Было ли тебе интересно там? |
20 |
- |
20 |
- |
3. |
Носишь ли ты крестик? |
19 |
1 |
17 |
3 |
4. |
Есть ли у вас дома иконы? |
20 |
- |
19 |
1 |
5. |
Какие церковные праздники ты знаешь? |
Пасха - 20 Рождество - 20 Вербное воскресенье - 12 Радоница - 11 Крещение - 4 Троица - 2 Сретенье Господне - 1 Рождество Пр.Богородицы1 Вознесение господне - 1
|
Пасха - 20 Рождество - 20 Вербное воскресенье - 19 Радоница - 2 Крещение - 4 Троица - 0 Сретенье Господне - 0 Рождество Пр.Богородицы -0 Вознесение господне -0
|
||
6. |
Какие из них вы отмечаете дома? |
Пасха - 20 Рождество - 11 Вербное воскресенье - 4 Крещение - 2 |
Пасха - 20 Рождество - 8 Вербное воскресенье - 5 Крещение - 3 |
||
7. |
Какой праздник нравится тебе? |
Пасха - 16 Рождество - 7 Вербное воскресенье - 2 Радоница - 1 Крещение - 0 |
Пасха - 14 Рождество - 6 Вербное воскресенье - 2 Радоница - 0 Крещение - 1
|
||
8. |
Кто рассказывает тебе о Боге? О поведении в церкви? |
Священник – 3 Учитель – 14 Родители – 4 Бабушка и дедушка - 2
|
Священник – 0 Учитель – 19 Родители – 5 Бабушка и дедушка - 10
|
||
9. |
Хотел ли ты узнать больше об этом? |
Да - 20 Да - 20
|
|
||
10. |
От кого было бы интереснее узнать об этом: от родителей, от учителя, от священника? (отметь) |
Священник – 8 Учитель – 7 Родители – 5
|
Священник – 18 Учитель – 5 Родители – 3
|
||
11. |
Для чего тебе это нужно? |
|
|
№ |
Вопросы |
Всего человек |
Итого в % |
1. |
Ходил ли ты со взрослыми в Церковь (Храм)? |
40 |
100 |
2. |
Было ли тебе интересно там? |
40 |
100 |
3. |
Носишь ли ты крестик? |
36 |
90 |
4. |
Есть ли у вас дома иконы? |
39 |
97,5 |
5. |
Какие церковные праздники ты знаешь? |
Пасха - 40 Рождество - 40 Вербное воскресенье - 31 Радоница - 4 Крещение - 8 Троица - 2 Сретенье Господне - 1 Рождество Пр.Богородицы1 Вознесение господне - 1 |
100 100 77,5 10 20 5 2,5 2,5 2,5 |
6. |
Какие из них вы отмечаете дома? |
Пасха - 40 Рождество - 19 Вербное воскресенье - 9 Крещение - 5 |
100 47,5 22,5 12,5 |
7. |
Какой праздник нравится тебе? |
Пасха - 30 Рождество - 13 Вербное воскресенье - 4 Радоница - 1 Крещение - 1 |
75 32,5 10 2,5 2,5 |
8. |
Кто рассказывает тебе о Боге? О поведении в церкви? |
Священник – 3 Учитель – 33 Родители – 9 Бабушка и дедушка - 12 |
75 82,5 22,5 30 |
9. |
Хотел ли ты узнать больше об этом? |
Да - 40
|
100
|
10. |
От кого было бы интереснее узнать об этом: от родителей, от учителя, от священника? (отметь) |
Священник – 26 Учитель – 12 Родители – 8
|
30 65 20
|
11. |
Для чего тебе это нужно? |
|
|
В школе уже накопился небольшой положительный опыт организации преподавания курса, воспитания у учащихся нравственности, гражданственности и патриотизма, взаимодействия с родителями, педагогами, социальными партнерами.
В процессе ведения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность, составление словаря терминов, галереи образов), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие. Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности обучающихся краеведческой направленности в системе воспитательной работы школы.
Особое внимание учителей, преподающих курс, направлено на формирование толерантного сознания учащихся в условиях образовательного учреждения. Этой теме посвящены разработки уроков, методические разработки.
В школе осуществляется накопление банка методических разработок, иллюстративного, аудио- и видеоматериала по преподаванию ОРКСЭ.
Благодаря практическому знакомству с содержанием курса, имеющим культурологи-ческую и нравственно-воспитательную направленность, доля родителей, проявляющих настороженное или резко отрицательное отношение к введению его в учебный план школы, сократилась в несколько раз по сравнению с ситуацией, предшествовавшей началу апробации.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: в школе
1. Сформировано положительное отношение педагогов, уч-ся и их родителей по отношению к вводимому курсу.
2. Проводится систематическая, комплексная работа по введению курса.
3. Созданы необходимые условия для эффективной реализации курса.
4. Курс ОРКСЭ востребован учителями, учащимися и родительской общественностью.
5. Педагоги применяют новые методики, основанные на взаимном диалоге.
6. Школьники с интересом изучают данный курс (большинство из них хотели бы продолжить изучение курса в дальнейшем).
7. Установлены бесконфликтные отношения между тремя равноправными сторонами учебного процесса: педагогами, учащимися и их родителями.
Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов
Модуль ОПК |
2012-2013 уч.год |
2013-2014 уч.год |
2014-2015 уч.год |
|||
Основы православной культуры |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
Кол-во уч-ся |
% |
40
|
100 |
41 |
100 |
43 |
100 |
В районном конкурсе методических разработок в номинации в области духовно-нрав-ственного воспитания детей приняли участие учителя МБОУ Большеболдинской сош им.А.С.Пушкина.
Победителями конкурса стали:
Богданова Л.А. - разработка классного часа «Доброта наших сердец».
Линева А.А. – разработка урока по курсу ОРКСЭ, модуль «ОПК».
5 марта 2014 года в Большеболдинской сош состоялся семинар учителей начальных классов, преподающих комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках модуля «Основы православной культуры» был представлен открытый урок в 4 классе (учитель Линева А.А.) на тему «Чудо в жизни христианина». В ходе урока дети непринужденно рассуждали о добре, добродетели, добрых делах. Урок имел большую воспитательную направленность: содержание учебного материала было нацелено на воспитание у детей высоких чувств, нравственности.